Сравнение китайской и западной цивилизаций
Бертран Рассел
«Догмы христианства и магометанства в их ортодоксальных формах так сформулированы, что ни один человек не может принять обе. Но в Китае такой несовместимости не существует; человек может быть и буддистом, и конфуцианцем, потому что ни одно из этих положений не противоречит другому. В Японии большинство людей являются одновременно и буддистами, и синтоистами. Тем не менее между буддизмом и конфуцианством существует разница в темпераменте, из-за которой любой человек будет делать акцент на одном или другом, даже если он принимает оба. Буддизм - это религия в том смысле, в котором мы обычно понимаем это слово. В нем есть мистические доктрины, путь спасения и будущая жизнь. У него есть послание к миру, призванное излечить отчаяние, которое он считает естественным для тех, кто не имеет религиозной веры. Он предполагает инстинктивный пессимизм, который может быть излечен только каким-то Евангелием. Конфуцианство не имеет ничего подобного. Он предполагает, что люди в корне смирились с миром, им нужны лишь наставления о том, как жить, а не поощрение к тому, чтобы жить вообще. И его этические наставления не основаны ни на каких метафизических или религиозных догмах, они чисто мирские. Результатом сосуществования этих двух религий в Китае стало то, что более религиозные и созерцательные натуры обратились к буддизму, в то время как активный административный тип довольствовался конфуцианством, которое всегда было официальным учением, по которому экзаменовали кандидатов на государственную службу».
- Бертран Рассел, «Проблема Китая» (1923), гл. XI: Китайская и западная цивилизации в сравнении, с. 190-1